Сказки
Главная страницаГреческие боги - Страница 4 - Избушка на курьих ножкахРегистрацияВход
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: Джайна  
Избушка на курьих ножках » Мифы и Легенды » Античные Мифы » Греческие боги (О космических стихиях, титанах, богах, нимфах....)
Греческие боги
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:32 AM | Сообщение # 46
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Немезида

"Многоплеменных людей наблюдаешь, всезрящая, жизни,
В радость одной лишь, почтенной, тебе справедливые речи,
Ведая стыд, ненавидишь нетвердое, хитрое слово,
Смертный люд, налагатель ярма, пред тобою трепещет,
Мысли людей заботят тебя, от тебя не сокрыться
В общем потоке речей душе, возомнившей чрезмерно -
Все ты увидишь, и все ты услышишь, и все ты рассудишь!"

Немесида, Немезида
· богиня правосудия, справедливого возмездия, одна из наиболее древних и почитаемых в Греции. Дочь богини ночи Никты и бога тьмы Эреба, она именовалась также Адрастеей ("неотвратимой") и была близка по своим функциям богине Дике.
Немесида наблюдает за справедливым распределением благ среди людей (греч. nemo, "разделяю") и обрушивает свой гнев (греч. nemesao - "справедливо негодую") на тех, кто преступил закон. В зависимости от поступков людей Немесида одаряла их счастьем или несчастьем. Но в основном ей приходилось наказывать людей за их злые и несправедливые деяния. Особенно наказывался богиней тот, кто, ослепленный нечаянным счастьем, заносился слишком высоко и вел себя вызывающе по отношению к богам. Она немедленно запоминает любую несправедливость, и всегда за ней следует возмездие. Любимые богиней гипербореи никогда не испытывают гнев Немесиды.
В одном из сказаний говорится, что Немесида была матерью прекрасной Елены, от бога-громовержца Зевса. Спасаясь от преследований Зевса, она превратилась в гусыню, но Зевс настиг ее, превратившись в лебедя. Снесенное Немесидой яйцо было найдено пастухом и принесено Леде, спрятавшей его в ларец (чаще, однако, этот миф относят к самой Леде). Из этого яйца и вылупилась прекрасная Елена, воплощение мести богов всему человеческому роду, ставшая причиной Троянской войны.
Немесида могла приобретать тысячи различных обликов. Изображалась она обычно задумчивой молодой женщиной, окруженной символами-атрибутами равновесия: весы обозначали равновесие между поступками человека и меру вины, уздечка намекала на необходимость контролировать поведение, меч или плеть красноречиво свидетельствовали о наказании за проступки, крылья или колесница, запряженная грифонами - чудовищами с львиными туловищами и орлиными головами, символизировали быстроту воздаяния.
Наиболее известен храм Немесиды в Рамнунте, близ Марафона, где находилась статуя богини, изваянная Фидием. Почиталась она также в Риме.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:34 AM | Сообщение # 47
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Нике

... Одна отрешает людей от борьбы и умеет
Буйный мятежный порыв в нелегком сраженье с врагами,
В войнах, сулящих трофеи, унять, и к кому обернется -
Тем и дарует победа свою сладчайшую славу.
Все в твоей власти, о Ника, - и слава в любом состязание,
Светлая, полная всяческих благ, причитается Нике.
Орфический гимн

Нике, Ника (N i k h) · крылатая богиня победы в греческой мифологии. Дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра Силы, Мощи и Зависти, которые способствуют победе. Нике участвовала в борьбе за власть Зевса с отцом Кроном. Встав на сторону Зевса, она помогла последнему добиться победы. Зевс сделал ее своей неразлучной спутницей. Нике является не только богиней побед в сражениях, но также и в артистических и спортивных состязаниях. Помогает она и богам, и людям.
Крылатая Нике - непременный атрибут Зевса и Афины, которые изображались с фигуркой Нике в руках; Зевс работы Фидия в храме Зевса в Олимпии держал в правой руке Нике из золота и слоновой кости. У каждой ножки трона тоже были изображены танцующие фигурки богини. Ее статую часто приносили в дар Афине. Нике - один из эпитетов Афины как богини победы. На афинском акрополе был храм Афины Нике.
Изображали Нике крылатой женщиной с лавровым венком или пальмовой ветвью, нередко на колеснице.
Виктория (Victoria, "победа") · в римской мифологии богиня победы, называвшаяся сначала Вика Пота. Соответствует греческой Нике.
В Риме Виктории были посвящены храм на Палатине и алтарь в курии сената, воздвигнутый при Августе. В надписях и на монетах эпохи империи Виктория изображалась обычно как олицетворение победы того или иного императора в войне.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:35 AM | Сообщение # 48
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Осса

Осса · персонификация молвы (этимологически связана с санскр. vak, лат. vox, "голос").
Осса - вестница Зевса, по его воле она побуждает ахейцев под Троей собраться на военный совет и решить судьбу войска (Гомер "Илиада", II 94). Обычно Осса быстро приносит людям известия от Зевса; например, Телемаху - о его отце Одиссее. Она разглашает по Итаке слух о гибели женихов Пенелопы.
Аналогичные функции имеет Фама (у Софокла Фама - молва, божественный голос, "дитя золотой надежды").


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:38 AM | Сообщение # 49
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Пан

Пан (P a n) · божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике.
Пан - сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа, "дубовидного") и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (то есть "понравившийся всем", греч. p a n, "всё"). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, раnus-, "делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.
Как истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши.
Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. Сохранилась легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой и при Саламине.
Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пан. Известны также знаменитые святилища Пан в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами.
Пан входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном. В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее. В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира.
Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).


Все что не делается - к лучшему...

Сообщение отредактировал Джайна - Понедельник, 2007-03-05, 5:38 AM
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:41 AM | Сообщение # 50
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Пандроса


Пандроса (P a n d r o s o z)
· афинская богиня росы, предотвращающая засуху. Одна из трех дочерей основателя Афин Кекропа и его супруги Агравлы (вариант, сестра Герсы и Агравлы).
Пандросе и ее сестрам Афина дала на хранение ларец с младенцем Эрихтонием, сыном Гефеста. Любопытные девушки, нарушив запрет богини, открыли ларец и увидели ребенка, вокруг которого обвился дракон. Одни мифы рассказывают, что дракон умертвил сестер, другие утверждают, что Афина наслала на них безумие, и они бросились в пропасть.
Имя Падросы, "всевлажная", указывает на ее древнее растительное прошлое и связь с хтонической Афиной. В честь нее на афинском акрополе был построен храм.

Психея

Психея, Психе (греч. y u c h , "душа", "дыхание") · олицетворение души, дыхания. Психея отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вижрем, крылаточтью. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря.
Вообще, в понятие о душе различными народами вкладывалось различное содержание, вплоть до представлений о том, что у человека несколько душ. В общем виде, это понятие, несмотря на многообразие отдельных конкретных представлений, может быть описано следующим образом. Душа мыслится как тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе - нечто вроде пара, воздуха или тени. Она рассматривается как причина жизни того существа, которое она одушевляет, владея его сознанием и волей. Душа способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она может обнаруживать физическую силу и являться людям спящим и бодрствующим преимущественно как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним.
Истоки первобытных представлений о душе кроются в попытке первобытного человека ответить на вопросы: в чем разница между живым и мертвым? Что определяет состояние бодрствования, сна, болезни? Что собой представляют образы, являющиеся в снах и видениях?
Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства или в виде молодой девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово "психея" означает "душа" и "бабочка". Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Душа Патрокла удаляется с "писком", причем употребляется глагол tridzein, "щебетать", "пищать". Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей.
Психея изображалась и в виде орла, устремляющего ввысь своей полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как Психея - душа. Кровь - тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови или ее вырывают вместе в острием копья: "из зияющей раны теснимый Дух излетел". По Пифагору, Психея питается кровью; кровь - "седалище души".
Апулей в "Метаморфозах" рассказывает о полной приключений, романтичной любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:43 AM | Сообщение # 51
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Тихе

Тихе, Тиха (T u c h, "случайность", "то, что выпало по жребию") · божество случая; не встречается в классической мифологии, выдвинуто в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Тихе символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.
Имя Тихе, океаниды и спутницы Персефоны, впервые встречается в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Тихе. У Архилоха Тихе находится рядом с Мойрой, у Пиндара она - дочь Зевса и тоже близка мойрам. Тихе парсонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме.

Фемида

Фемида, Темида, Темис (Q e m i z) · богиня правосудия, дочь Урана и Геи, титанида, вторая законная супруга Зевса, мать ор, богинь порядка в природе, и мойр, богинь человеческой судьбы. По одной из версий, Фемида является матерью Прометея, при этом она явно сближается с землей Геей и мыслится одним божеством под разными именами. Обладая даром прорицания, богиня открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет Зевса. От матери Геи она получила Дельфийский оракул, который передала своей сестре Фебе, та отдала это прорицалище Аполлону - своему внуку.
В Олимпии вблизи алтаря Геи с ее оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождестваляется с землей, а является ее порождением, а также супругой Зевса в качестве основы правопорядка. После того, как она перестала быть женой Зевса, Фемида стала его советницей и посредницей между Зевсом и людьми. Она передавала им повеления верховного бога.
Фемиду изображают с повязкой на глазах, ибо она символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Она олицетворяет правосудие и закон. Судей и юристов называют жрецами Фемиды.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:45 AM | Сообщение # 52
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Фобос

Богиня красоты Афродита полюбила воинственного Ареса, которого не любил никто из людей и богов. О страсти Ареса и Афродиты повествует ряд источников, безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От этого незаконного союза и родился Фобос - бог страха, всегда сопровождающего войны, брат Деймоса (ужаса), эриний - богинь кровавой мести - и Гармонии.
В римской мифологии ему соответствует Павор, который всегда сопровождает бога Марса.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:46 AM | Сообщение # 53
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Хариты


Хариты (C a r i t e z)
· благодетельные, прекрасные видом богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греч. c a r i z, "милость", "доброта"), красоту и грацию; дочери Зевса и Геры, по другим источникам - Гелиоса и геспериды Эглы, но самая распространенная версия называет их матерью океаниду Эвриному. В Фигалии (Пелопоннес) в святилище харит посетителям даже показывали скованную цепями женскую статую с рыбьим хвостом, называя ее Эвриномой.
Но еще задолго до приобретения такой родословной эти божества почитались и в Спарте, и в Афинах, и в Орхомене, и в других местах древнейшего обитания греков. В частности, культ их засвидетельствован на осртове Парос еще во времена Миноса. Первоначально они почитались в виде метеоритов.
Имена харит, их число и просхождение в различных мифах различны. У поздних авторов их то две, то три, Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая") и Талия ("цветущая"). Гомеру еще известно множество безымянных богинь, среди них он знает одну хариту, супругу Гефеста или некую младшую из харит - Пасифею, обещанную Герой в жены богу сна Гипносу. Вообще, различных имен греки называли по крайней мере с десяток - в зависимости от места почитания. Так, известны имена еще друх харит - Клета ("желанная") и Фаенна ("сияющая"), а также еще одно - Пейто ("убеждение").
Иногда харит совмещают с орами, с которыми они близки по облику и предназначению, тогда их насчитывают четыре и именуют Ауксо ("приумножающая"), Карпо ("плодоносящая"), Талло ("цветение") и Гегемона ("руководительница").
В мифах о харитах заметна их связь с вегетативными силами природы, они стали ее божествами, - но не порядка в ней, а радости, которую она приносит всему живому своей цветущей красотой.
Также богини связывались с трудовой и художественной деятельностью, они близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трех харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Так вместе с орами и музами были они поселены на Олимпе. Войдя в окружение Зевса, Геры, Аполлона, Афины, Афродиты и Диониса, чаще всего прекрасные юные девушки тешили богов и смертных плясками, но могли и участвовать в женских работах, например, ткали свадебное платье Гармонии.
Обычно хариты изображались обнаженными. Однако у входа на акрополь Афин находиись фигуры трех харит, будто бы работы Сократа, в длинных одеяниях. Видимо, скульптор пердставил богинь в их древнем облике.
Харитам соответствуют римские грации.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:49 AM | Сообщение # 54
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Энио

Энио (E n u w) · в греческой мифологии богиня войны, спутница Ареса, его дочь или сестра. Энио вносит в битву смятение, Гомер в "Илиаде" называет ее Распрей и описывает как Энио, Деймос и Фобос возбуждают воинов на битву. С ней отождествлялась римская Беллона.

Беллона (Bellona) · в римской мифологии богиня круга Марса (имя Беллона от bellum, "война"). Также считалась матерью (иногда сестрой, кормилицей) бога войны и богиней подземного мира. Со времен войны 458 до н.э. ей был посвящен храм, возле которого проходила церемония объявления войны: глава коллегии жрецов-фециалов бросал копье на участок, символизирующий вражескую землю.
С I в. до н.э. Беллона была отождествлена с каппадокийской богиней Ма, и культ ее принял оргаистический характер. Римским гражданам в то время участие в нем было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.
Особенно культ Беллоны одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в 3 в. н.э. Жрецы богини (беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры.

Эрида

Эрида (E r i z) · олицетворение раздора и соперничества, одна из первичных мировых космогонических сил, она дочь Никты и внучка Хаоса. Отсюда и двойственная сущность Эриды: с одной стороны, она породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы и беззаконие, с другой, она же породила труд. Отсюда у Гесиода две Эриды: одна вызывает войну и вражду и нелюбима людьми, другая - полезна людям, заставляя их состязаться в труде. Эту Эриду, согласно легендам, Зевс поместил между корнями земли, что символизировало ее подчинение и предназначение служить людям.
Эрида также известна в связи с "яблоком раздора", когда на свадьбе Фетиды и Пелея она подкинула трем богиням - Афродите, Афине и Гере - яблоко с надписью "Прекраснейшей", что послужило причиной их губительного соперничества и, впоследствии, Троянской войны, так как каждая думала, что прекраснейшая - это она.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:50 AM | Сообщение # 55
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Эрос

Эрот, Эрос (E r w z) · бог любви. Первоначально Эрос не воспринимался иначе, чем всеобъемлющая и всепоглощающая сила притяжения, не имевшая ничего общего с обычным пониманием любви. Он смелый стрелок, крылатый, многоискусный; владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара.
Лишь традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокрылого", "золотоволосого", "подобного ветру" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью. Классика создает также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность.
Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Эрота, которого почиталит в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня; в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши. Характерно, что для Павсания (II в.) не возникает сомнения, что Эрот - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии этого бога (например, сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и т.д.). Символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в "Метаморфозах".
Эроту соответствуют римские Амур и Купидон.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 5:52 AM | Сообщение # 56
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Итак! Я закончила с Богами Олимпа. Теперь начинаю рассказывать о БОГАХ ПОДЗЕМНОГО МИРА.

Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 1:03 PM | Сообщение # 57
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Аид

"Сединой втеки покрылись, голова белеет снегом,
И в зубах я чую старость,- молодые годах, где вы?
Нет, недолго пить осталось из отрадной чаши жизни;
Из очей росятся слезы: не дает покоя Тартар,
Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный;
А кто раз туда спустился - на возврат оставь надежды!"
Анакреон

Третьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.
Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.
У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На Аид золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.
Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 1:05 PM | Сообщение # 58
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Аид. Продолжение.
Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.
Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.
Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 1:06 PM | Сообщение # 59
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Аид. Продолжение.

Аид (A i d h z) · буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в землеВрата аида сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.
В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.
Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.
Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).
Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.
Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.
Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников - елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.
С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости.


Все что не делается - к лучшему...
 
ДжайнаДата: Понедельник, 2007-03-05, 1:08 PM | Сообщение # 60
Дитя порока
Группа: Администраторы
Сообщений: 245
Репутация: 5
Статус: Offline
Персефона

Персефона (P e r s e j o n h); Кора (K o r a, "девушка", "дева") богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее.
В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие.
Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых;). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых.
Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея, впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.
В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.
В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры.


Все что не делается - к лучшему...
 
Избушка на курьих ножках » Мифы и Легенды » Античные Мифы » Греческие боги (О космических стихиях, титанах, богах, нимфах....)
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный хостинг uCoz